XIV РОСТОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Государственный джаз-оркестр Армении п/у Армена Уснунца

Первым джазовым коллективом в Армении принято считать Государственный джаз оркестр Армении под управлением композитора и виолончелиста Артемия Айвазяна, при дирижерстве Цолака Вартазаряна, созданный в 1938 году по прямому указанию правительства республики.

Ереванский джаз стал тогда первым на Кавказе. Первое боевое крещение Оркестр получил на Декаде Армянского искусства в 1939 году в Москве. Главное отличие этого оркестра от всех других, существовавших в то время, заключалось в главенстве в исполняемой им музыке национальной мелодики. В 1956 году с целью творческой реанимации оркестра руководством филармонии возглавить коллектив было предложено Константину Орбеляну, многие годы работавшему в том же оркестре в качестве пианиста. После долгих колебаний Константин согласился и был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Ему далось первым реализовать принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. Армянский джаз начал выходить на международную сцену. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии.

С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. В 1975г. Государственный эстрадный оркестр Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза — в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки. Заключительный концерт прозвучал в «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране. «Армянский оркестр развеивает миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза»; «Под руководством К.Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал музыкальный спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких как Эллингтон, Бейси и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Теда Джонсона — Мэла Льюиса», писали американские газеты. Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвал выступление армянских музыкантов «джазом с восточным колоритом».

За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел создать команду единомышленников. Из биг-бенда прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз.